На кафедре ЗСС проведено практическое занятие в форме ситуационной деловой игры по дисциплине «Компьютерные вирусы»

На кафедре ЗСС в рамках изучения студентами 4 курса дисциплины «Компьютерные вирусы» проведены занятия «Компьютерные вирусы. Эксплуатация уязвимостей» в форме ситуационной деловой игры с определением итоговых мест участников и подведением итогов (первенство кафедры — «Борьба с уязвимостями»).

Целями ситуационной деловой игры стали способствование лучшему усвоению знаний и осуществление поиска рациональных способов выполнения поставленных задач; реализация связи теории и практики; совершенствование профессиональных компетенций; решение ряда воспитательных задач: бережного отношения к оборудованию и программному обеспечению, работе в команде, воспитание высоких морально-деловых качеств защитника информации.

В ходе занятий были решены задачи по  реализации интерактивного метода обучения, как перспективной формы взаимодействия преподавателя и студентов, при которой в режиме диалога находились не только преподаватель со студентами, но и студенты друг с другом, состоялось закрепление и контроль знаний по дисциплине «Компьютерные вирусы», каждым студентом получена объективный итоговый результат оценки качества подготовки, достигнуты влияние личности на эффективность принятия решений, оригинальность, определяющаяся в нетрадиционном подходе к проблеме, в смелости, необходимой для поиска своеобразных методов решения, не похожих на уже известные, техническая фантазия, энтузиазм, способность «загореться» новой идеей, желание бороться за нее с предвзятым отношением со стороны окружения, целеустремленность и систематичность при получении и классификации фактов, здоровый оптимизм и вера в собственные силы, что не переходило в пренебрежительное отношение к взглядам других.

В ходе занятий была смоделирована игра, время на проведение которой отводилось 90 минут. Занятие проводилось с каждой учебной группой 4 курса. Учебная группа была разделена на бригады по 3-4 человека. Учебными вопросами стали:

  1. Подготовка виртуальных систем на Windows или Linux на которых размещены компьютерные вирусы.
  2. «Лечение» операционных систем, исключение повторного заражения тем же компьютерным вирусом, от которого удалось избавиться.
  3. Отчеты и подведение итогов занятия.

Перед проведением ситуационной деловой игры руководители занятий доценты кафедры ЗСС к.т.н. Штеренберг С.И. и к.п.н. Штеренберг И.Г. провели консультацию, проверяли готовность к игре и при необходимости оказывали студентам помощь, ориентируя их на творческий, деловой подход к проведению данной игры.

Бригады готовили друг для друга виртуальные системы на Windows или Linux на которых дополнительно размещались компьютерные вирусы (баннер, криптолокер, троянец, руткиты и другие) в активном виде.

Перед бригадами стояла задача в ходе игрового сценария «вылечить» операционную систему оппонентов, установленной на виртуальной машине и не допустить повторного заражения тем же компьютерным вирусом, от которого удалось избавиться, при этом, размещенный бригадами компьютерный вирус на виртуальной машине должен быть «откатываемый», то есть нужно было чтобы перед установкой виртуальной машины на компьютер для выполнения «лечения» от вируса, бригада, разместившая вредоносный файл на виртуальной машине могла его сама полностью удалить и при этом вирус не наносил бы серьезные нарушения целостности и работоспособности операционных систем. Данное условие было проверено руководителями занятий перед началом занятий.

Задача считалась выполненной, если бригада разместила «откатываемый вирус» на своей виртуальной машине и смогла произвести «лечение» виртуальной машины другой бригады, не допустив её повторного заражения.

Причем, разрешалось заражать операционные системы любым баннером, криптолокером, троянцем или руткитом и др., а также разрешалось «лечить» любым способом, кроме переустановки или удаления операционной системы на виртуальной машине. Не запрещалось заранее договариваться бригадам между собой, но бригады были противопоставлены друг другу случайным образом руководителями занятий.

Каждая бригада вела аппаратный журнал, для отражения результатов работы, а результаты ситуационной игры были занесены в таблицу результатов первенства кафедры ЗСС «Борьба с уязвимостями», подсчитаны и определены победители. Основным критерием для определения победителей стало качество достижения результата (оценивалось по 5-и бальной системе) и время, за которое данная цель была достигнута. После проведения игры состоялся разбор и анализ действий ситуационной деловой игры, в котором установлена удовлетворенность студентов, их интерес для последующего планирования уже вариантов других игровых технологий и подведены итоги проведенного занятия с анализом действий студентов и доведением результатов и их аргументация.