Новый герой проекта «Полчаса с выпускником» – Игорь Ушаков

Игорь Ушаков, доцент кафедры защищенных систем связи. В 2010 году он окончил «Бонч» и был признан «Лучшим выпускником» университета, а работать здесь начал еще раньше – со второго курса.

В интервью Игорь рассказывает о своем пути от студента до доцента: как он стал одним из самых медийных представителей СПбГУТ, чем его увлекает федеральная программа по инфобезопасности и готовится ли он к лекциям, которые ведет сразу на пяти потоках. Если не идешь к цели, то тебе и не повезет, считает Игорь.

– Расскажите, как вы попали в «Бонч»? Правда ли, что вы изначально поступили на контракт, а не на бюджет?

– Поступление в университет – важный этап в жизни каждого человека. Я учился в Мурманском политехническом лицее. Это был достаточно серьезный лицей, физико-математический класс, что, наверное, и определило профиль, который я в итоге выбрал. Некоторые ребята хотели уехать в крупные города и поступили в такие вузы, как МФТИ, «Бауманка».

Для меня «Бонч» был приоритетным университетом. Мой отец довольно долго трудился в отрасли связи – в мурманском «Ростелекоме». А еще мой друг очень хотел поступать именно в «Бонч», это тоже сыграло определенную роль. Я решил поступать именно на «Защищенные системы связи», так как специальность была достаточно новой – ее открывал Андрей Владимирович Красов, ныне заведующий кафедрой ЗСС.

Поступал я в 2005 году. Мы с отцом приехали на поезде, увидели Мойку, 61 – красивое старое здание с актовым залом, где размещалась приемная комиссия. Понимая, каким будет конкурс на специальность, я решил поступать на контракт, тем более что меня поддержали родители. Сейчас, оглядываясь назад, могу сказать, что сделал абсолютно правильный выбор! Я подал результаты ЕГЭ по русскому и математике, а физику сдал уже в университете на внутреннем экзамене – решил все задачи, набрал необходимый балл и поступил.

Параллельно я подал документы в МГТУ – Мурманский государственный технический университет, прошел на техническую специальность на бюджет, но выбрал «Бонч».

– Какой была ваша студенческая жизнь? Как вам удалось перевестись на бюджет? Это, как нам кажется, говорит о вашей целеустремленности.

– Это была учеба, жизнь в общежитии «Лесное», куда меня распределили. Я попал в комнату с двумя второкурсниками. Ребята были очень хорошие в плане общения, но не очень ответственные в плане учебы.

Я знал, что можно перейти на бюджет, готовил себя к этому, ставил себе такую цель. Тогда для перевода нужно было отучиться на пятерки два семестра. Я учился на классическом специалитете, и платить пять лет за мою учебу для семьи было бы накладно. Кстати, тогда на моей специальности было всего 25 бюджетных мест, а сейчас мы на информационную безопасность набираем 75 человек в бакалавриат и порядка 40 человек на специалитет.

Первый год в университете я полностью посвятил учебе, учился на отлично. Помню, у нас был прекрасный преподаватель по физике Лев Николаевич Савушкин. Он и на адронном коллайдере работал, и у нас вел шикарные лекции – нам повезло! По математике у нас был Евгений Андреевич Зинкевич, очень классный преподаватель, помню его очень хорошо. Это были мои ключевые преподаватели по базовым предметам, вспоминаю о них c теплотой. К сожалению, они уже ушли из жизни, время берет свое…

Летом после первого курса я перевелся на бюджет. Деканом моего факультета МТС [сейчас ИКСС] был Сергей Федорович Глаголев – помню, мы отлично пообщались. А повезло мне в том, что на факультете как раз освободилось одно место, и я его занял. В первый год я еще не общался с Андреем Владимировичем Красовым, а просто учился, посещал некоторые факультативные занятия. Перевестись на бюджет я смог за счет своего усердия, труда, самостоятельности, не используя какие-то административные возможности.

– Как и когда вы поняли, что будете строить карьеру в науке и образовании?

– Я был домашним ребенком: не бегал во дворе, особо не играл в футбол, хоккей. Я не был замкнутым, таким «исключительно в компьютере», но был немногословен. Преподавателем я не мог себя представить! Моя бабушка была учителем химии, отец какое-то время преподавал в колледже – наверное, выстрелили какие-то корни, которые были в семье.

На втором курсе мы с другом Сергеем Анфиногеновым решили прийти на кафедру ИБТС, которая находилась на Мойке, 65. Потом эти аудитории передали экономическому факультету (ныне ЦЭУБИ), но все мои воспоминания оттуда – мы и учились там, и там же была лаборатория кафедры, и, главное, это был центр Петербурга! Мы пришли трудоустраиваться к Андрею Владимировичу, он нас принял. Инженерская ставка был примерно 1100 рублей. Это не сильно мотивировало, но в то время это был, наверное, больше интерес. Плюс какой-то практический первый опыт. А еще мне назначили первую стипендию 900 рублей, что тоже было приятно.

Я устроился 1 декабря 2006 года, и пошел какой-то процесс. Когда ты устраиваешься на кафедру инженером или техником, ты становишься ближе ко всем кафедральным задачам. Ты уже не просто студент – тебя начинают привлекать к проектам. И у Андрея Владимировича есть такая особенность: он находит в человеке такие данные или знания, которые можно максимально привлечь и активировать, подбирает к человеку ключи, которые необходимы. Я вижу это по его манере общения со мной, с другими ребятами, с преподавателями. Поэтому мы такую кафедру и собрали – он нашел в каждом что-то особенное!

В 2007 году университет проходил аккредитацию. Андрей Владимирович руководил учебно-методическим управлением, стояли задачи по автоматизации учебного процесса. Нужно было активно автоматизировать и систему управления университетом, и пройти аккредитацию. Тогда, чтобы иметь статус университета, вузу нужно было иметь 7 направлений УГС – укрупненных групп специальностей. Андрей Владимирович поднял специальность «Сервис», создал впоследствии целое направление подготовки в области сервиса систем безопасности, где готовили хороших продажников. Позже мы от нее отказались, так как полностью перешли на безопасность.

Во время аккредитации я проявил себя по части организаторских способностей. Андрею Владимировичу нужен был человек для организации системы тестирования ФЭПО. Мы допоздна сидели на работе, я уезжал домой на такси. Это было очень напряженное время, но университет успешно прошел аккредитацию, а для меня этот опыт стал очень важным.

Иногда Андрей Владимирович направлял меня на некоторые управленческие мероприятия вместо себя. В 2008 году, когда я учился на третьем курсе, мне поручили провести деканское совещание. Я был еще маленьким, не понимал важности мероприятия, но не растерялся, собрался и провел собрание: рассказал деканам, как автоматизировать программу планов, перевести их в Excel. Тогда меня заметили на уровне университета.

– Вы, как и многие «бончевцы», учились в академии Cisco. Как вам это помогло?

– В 2008 году я встретил интересного преподавателя – Даниила Игоревича Кириллова. Он тоже окончил «Бонч», факультет МТС, уехал на Сахалин, получил огромный практический опыт, а потом вернулся. Он занимался курсами Cisco от компании BigOne (позже в ООО «Фаст Лейн»), а у нас вел предмет, посвященный компьютерным сетям. Он предложил мне стать преподавателем авторизованных курсов для инженеров – дорогих краткосрочных курсов повышения квалификации. Он меня увлек, у него была очень интересная манера обучения, и все задачи ставились в сжатые сроки, что сильно меня мотивировало. В итоге я успешно эту задачу решил – в 2010 году стал инструктором Cisco (CCSI), начал преподавать инженерам, причем курсы я стал вести еще до получения диплома. Это было очень интересно! Сначала было тяжело, а потом я привык.

Это тоже определило мою профессиональную деятельность. А еще – люди, с которыми я встречался. Это Андрей Владимирович Красов, ключевой человек в моей карьере, это Даниил Игоревич Кириллов, который дал многим нашим ребятам колоссальные знания и бэкграунд в области компьютерных сетей.

– Вы окончили университет в 2010 году. Как вам удалось стать «Лучшим выпускником»?

– К тому времени я уже получал стипендии Правительства, Президента России. А накануне моего выпуска университет получил письмо насчет лучшего выпускника – тогда специального положения об этом еще не было. Андрей Владимирович сказал, что я могу попробовать, что я достоин, и мне надо было доказать, почему.

В тот год выпускалось много ребят, но Андрей Владимирович на деканском сказал, что у меня были стипендии Правительства и Президента, причем президентские стипендии выдавались всего на 100 человек в стране. Суммы там были небольшие, но эти стипендии были ценны своим статусом.

Деканы меня знали, видели меня в работе, в участии в аккредитации. Наверное, видели мою целеустремленность. В результате выбрали меня, и я поехал на церемонию награждения лучших выпускников города. Нам вручили награды, дипломы, и вроде бы надо было расходиться, но мне что-то в голову ударило – я решил сфотографироваться с тогдашним губернатором Валентиной Ивановной Матвиенко. Я к ней прошмыгнул, приобнял ее и тут же сильно получил по руке от охранников (смеется). Но Валентина Ивановна сказала, что все хорошо, и мы сфотографировались.

А в 2011 году еще один выпускник нашей кафедры – Иван Федянин – стал лучшим. И сейчас наши портреты можно найти в холле университета.

Игорь Ушаков: «Я не боюсь экспериментов!», изображение №2

– А что было дальше, после окончания университета?

– В 2010 году я поступил в аспирантуру на специальность «Системный анализ управления и обработки информации», где отучился 3 года. Специальность была связана с автоматизацией учебного процесса, но защититься по ней мне не удалось, потому что много времени я уделял преподаванию. Я вел авторизованные курсы Cisco для инженеров за рубежом: ездил в Катар, Швецию. Это был колоссальный практический опыт.

В 2013–2014 году СПбГУТ начал работать по проекту Tempus ENGENSEC со шведским вузом – Технологическим институтом Блекинге (BTH) в городе Карлскруна. Тогдашний руководитель проекта Андерс Карлссон пригласил нас для участия в разработке совместной магистерской программы. У меня уже был хороший английский, и мне это очень помогло. Мы стали разрабатывать общую программу, съездили в Швецию по обмену несколько раз, а наши студенты ездили туда более 6 раз. Мы провели большую практическую работу, в результате которой в 2021 году 4 студента – 2 моих магистранта и двое шведских ребят – получили по два диплома.

– А сейчас программа заморожена?

– Да. Мы надеемся, что вернемся к ней. Несмотря на то, что в марте мы получили письмо ректора BTH о приостановке отношений с российскими вузами, в сентябре наш выпускник Глеб Гурбатов, который начал обучение год назад, успешно получил диплом международного образца.

– Чем закончилась ваша история с кандидатской диссертацией? И планируете ли вы защищать докторскую?

– У меня получились красивые цифры: в 2010-м я поступил в аспирантуру, в 2020-м защитил кандидатскую, а в 2030-м, видимо, будет докторская (смеется). В 2020 году я защищал кандидатскую под руководством профессора Игоря Витальевича Котенко. Защищался в институте СПИИРАН [Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации Российской академии наук], так как у меня поменялась тема работы – я изучал информационную безопасность сетей. Игорь Витальевич – один из гуру в этой области, мэтр, доктор технических наук.

Тема моей работы была связана с поиском нарушителей (инсайдеров) в компьютерных сетях с помощью методов машинного обучения и обработки больших данных. Это очень «хайповая» тема, и она меня увлекла.

Я должен был защититься в 2013–2014 году, но сильно затянул с защитой и сделал это в 2020-м. Но здесь я ни о чем не жалею, потому что стал старше и получил большой опыт.

Насчет докторской всех карт раскрывать пока не буду. Свое направление не брошу, буду его и дальше развивать.

– Игорь, а что самое интересное в вашей работе для вас прямо сейчас?

– Смотрите, она сейчас очень разнообразная. Это и чтение курсов, и лекции для студентов, и, ключевой момент, федеральная целевая программа «Информационная безопасность», которой мы занимаемся уже 2 года. Это обучение преподавателей всей страны, это гранты и субсидии Минцифры, которые пришли в университет – в каждый вуз Минцифры для реализации направления «Информационная безопасность».

В мае вышел указ Президента [«О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации»] о том, что в государственных организациях необходимо выделить заместителя руководителя по информационной безопасности и создать в них структурное подразделение по обеспечению информационной безопасности. Сейчас идет огромное количество кибератак на информационную инфраструктуру нашей страны, отсюда возникла потребность решения этой задачи.

Мы обучаем онлайн профессорско-преподавательский состав из всех федеральных округов, рассказываем людям о компьютерных сетях, безопасности и настройке сетей, разрабатываем фонды оценочных средств. На Национальном киберполигоне в СПбГУТ мы проводим олимпиады вместе с «Ростелекомом» и с нашим деканом Дариной Владимировной Окуневой, отличным организатором этих мероприятий и процессов, а также с Андреем Владимировичем Красовым.

Это и всероссийские киберучения OpenBonch, которые закончились буквально в октябре, это региональные олимпиады – в 2021 году наши ребята заняли первое место, в 2020-м – второе. Это и гранты в области информационной безопасности – мы организуем специальные конференции в области ИБ.

Сейчас международная деятельность приостановилась, несмотря на наши колоссальные успехи, и мы полностью сконцентрировались на федеральной программе, которой посвящаем много времени. Это занятия, разработка учебно-методических материалов, олимпиады. Кстати, ФЦП продлена до 2024 года и даже до 2027-го – это достаточно длинный период, который, я чувствую, меня захлестнет. Это интересно – ты общаешься с коллегами из разных федеральных округов, понимаешь, чему они учат, делишься своим опытом. Это уникальная программа, в которой участвует наш университет.

– Вдохновляющая задача! А что еще вас увлекает?

– Наверное, участие в конкурсах. Я выиграл 4 гранта Комитета по науке и высшей школе как молодой ученый. Спасибо коллегам по кафедре Андрею Чечулину и Лидии Витковой, которые на своем примере доказали, что в грантах можно участвовать. Это не очень большие деньги, но это интересно и престижно. Кроме того, трижды я становился лауреатом конкурса премий на разработку учебных пособий. Все это говорит о том, что мы двигаемся в нужном направлении в области информационной безопасности.

Еще один важный момент – импортозамещение. Cisco ушла из России, аккаунты наших ребят были заблокированы. Это не оставило меня равнодушным. Моя учетная запись тоже заблокирована – по принципу гражданства. Я считаю, образование должно быть вне политики.

Весной 2022 года мы с коллегами поехали представлять наши решения в Москву на выставку «Связь-2022». Я подошел к коллегам из новосибирской производственной компании Elteх. Потом выслал им свои материалы и вышел на основного разработчика компании, заместителя директора по обучению Виталия Сокола. Летом он пригласил меня в Новосибирск для обучения первой в России группы преподавателей Академии Eltex – это аналог Cisco, только российский производитель оборудования. Они большие молодцы: используют отечественный софт, собственные маршрутизаторы, коммутаторы. По синтаксису это все похоже на Cisco, что позволит очень быстро перейти на импортозамещение.

Я прошел обучение, а потом приехал в «Бонч» с идеей того, чтобы на базе кафедры ЗСС открыть первую в России Академию Eltex. Я согласился разрабатывать базовый курс для Академии наподобие курса CCNA в Cisco. Мы потом хотели бы сделать всероссийский учебник. В рамках Академии мы под моим руководством разрабатываем базовый курс по сетям с уклоном на отечественного вендора. В ноябре на 25-летие кафедры к нам приезжал Виталий Сокол, и мы все торжественно открыли первую в России Академию Eltex. И мы стали первыми в стране! Фирма, которая находится в другой локации, в другом округе, выбирает «Бонч» своей основной площадкой-партнером. Это наша заслуга и мой вектор развития. Считаю, что Академия Eltex позволит осуществить импортозамещение.

Еще комментарий по поводу Cisco. В 2018–2019 году я разработал для компании один из проектов – курс по IP-телефонии. Со мной было много коллег-разработчиков, в том числе из Австрии. Нам выдали профессиональные лабораторные установки, мы занимались созданием виртуальных машин, и этот опыт оказался для меня очень полезным. Я научился разрабатывать и слайды, и контент, который редактировался и был принят мировым сообществом. Курсы, наверное, и сейчас можно посмотреть, пройти, они читаются по всему миру. Этот опыт помог мне и в Eltex – по сути они получили разработчика мирового уровня, который сейчас им помогает.

– Игорь, вас можно назвать одним из самых медийных лиц университета. Как это вышло? Вас однажды пригласили на телеканал, а потом стали приглашать постоянно?

– Да, был случай. На Андрея Владимировича вышла программа «Утро Петербурга», и он отправил меня выступать – говорит, ты же у нас курсы ведешь. И я пошел на прямой эфир, мне понравилось. Меня стали звать на программы, я выступал 8–9 раз. Я уже говорил Андрею Владимировичу, мол, давайте менять человека, а он говорит – нет, у тебя же получается. Пока так.

В целом, я считаю, что это пиар не столько себя, сколько университета и кафедры. Это основное, что я хочу продвигать. Поэтому и хожу на эти мероприятия и надеюсь, что это немножко поспособствовало тому, что СПбГУТ был признан «Вузом года» в рамках премии «Фонтанки» «Признание и влияние».

– Игорь, а расскажите о том, о чем мало кто знает – как вы отдыхаете при такой нагрузке?

– Люблю ездить с семьей в заграничные поездки – по крайней мере, любил до недавнего времени. Сейчас, наверное, по СНГ что-нибудь получится. Посетил много стран, был в разных городах Италии: Рим, Неаполь, Венеция, был во Франции, в других местах. В поездках ты можешь отключиться от процессов, получить новую картинку, зарядиться впечатлениями – это помогает потом активно работать со студентами. Это и пляжный отдых, Крым. На Черном море бываю почти каждое лето, когда это возможно. Отдых с семьей – это, наверное, один из самых важных элементов. Нельзя уходить только в работу, жить без семьи, без поддержки.

– У вас много проектов: и преподавание, и наука… А сколько времени вы проводите в «Бонче»?

– Бывает, дома на меня жалуются, когда я задерживаюсь на работе допоздна. В университете я бываю во все дни, кроме субботы и воскресенья. Суббота – семейный день. За счет выходных стараюсь наверстывать время. Бывают задержки, когда дополнительные проекты отнимают время. И пары – это тоже большая нагрузка.

Я в основном лектор, меня ставят на пары лекционного типа. Горловая нагрузка довольно сильно выматывает, это чувствуешь даже по отпуску. С сентября по декабрь это как-то легче дается, а потом сложнее.

Лекции и работа со студентами – это основная нагрузка. А еще параллельные задачи: работа по федеральным проектам, до этого – международная работа. И наука тоже требует внимания, надо двигаться в направлении докторской. Плюс гранты требуют отчетности. В прошлом году я выиграл грант Фонда Потанина – 500 тысяч рублей на развитие нового курса. У нас коллектив разработчиков, и мы хотим создать новый курс на основе моей диссертации по машинному обучению и большим данным. Направления информационной безопасности безграничны!

– Что бы вы пожелали нынешним студентам как выпускник, преподаватель?

– Целеустремленности – однозначно! Ставить цели и их достигать! Это видно и из моего пути. И, конечно, удачи! Чтобы вам повезло с преподавателями и людьми, которые вас окружают! Не все может зависеть от человека, но, как говорится, если не идешь к цели, то тебе и не повезет.

По-моему, еще Конфуций сказал: «Найди работу по душе, и тебе больше никогда не придется работать». Я этот девиз тоже поддерживаю. У меня много работы, но морально я не очень сильно перегружаюсь, кроме большого количества лекционных занятий. Но и это – обмен энергией с ребятами.

– А что пожелаете университету?

– Университету – развития, потому что за «Бончем» очень большое будущее. В это верю не только я – в это верит коллектив нашей кафедры. Это доказывают и последние события: университет попадает в топ рейтингов выпускников по зарплатам, в рейтинги по событиям, связанным с информационной безопасностью, мы были признаны вузом года!

Могу сказать без всяких приукрашиваний: мы сейчас занимаем второе место в городе по численному количеству студентов на специальности «Информационная безопасность». Мы входим в топ-3 вузов в СЗФО по инфобезопасности по количеству обучаемых. 15% – это очень приличная цифра. Наша кафедра – крупнейшая техническая кафедра университета и по нагрузке, и по количеству сотрудников. Средний возраст – 44 года, сотрудников – 54, очень много молодых ребят.

Университету я бы пожелал развития, новых побед, свершений! Входить в топы не только по инфобезопасности, но и по другим направлениям – у нас и оптические системы должны развиваться с компанией «Т8», и Интернет вещей. Но везде надо помнить про аспекты безопасности. Почему я еще на телеэфир хожу – я действительно верю, что это может кому-то помочь. Сейчас очень много киберворовства, страдает много людей. Когда преступники звонят бабушкам и пытаются их «развести» на деньги, это мне очень душу теребит…

Когда я поступал в «Бонч», я не ставил себе задачи «висеть» тут на стенке при входе. Но это говорит только о том, что я делал правильные вещи, не останавливался на достигнутом. Поэтому желаю всем ставить цели, не останавливаться на достигнутом и не забывать про отдых, семью, родных! А еще развития, удачи! И кооперации!

– Спасибо, Игорь! А все же… сколько лекционных курсов вы читаете?

– Я веду пары у всех студентов старших курсов – со второго курса до магистров. Это, грубо говоря, пять потоков. Веду факультетские потоки – это и программисты, и оптики. Моя задача – заинтересовать, завлечь студентов компьютерными сетями и в целом своим направлением. Чем больше будет охват, тем больше ребят к нам придет, заинтересуется. Цель кафедры проста – если у человека что-то получается, надо направлять его туда, где он больше всего применим.

Мои огромные слова благодарности Андрею Владимировичу Красову – он ключевой человек не только в моей жизни, но и в жизни кафедры. Огромное спасибо Даниилу Игоревичу Кириллову, Игорю Витальевичу Котенко, руководителю моей диссертации. Это важный человек в моей жизни, который помог моему научному становлению.

– Игорь, а к лекциям вы как готовитесь, к пяти потокам? Это же надо все в своей голове разделить. Сегодня я читаю одно, завтра другое…

– Лекции у меня, конечно, уже устоявшиеся. Я обновляю материалы каждый семестр в голове и в слайдах, но в целом опыт уже наработан. Поэтому мне и дают потоки.

Была смешная ситуация. Как-то я прихожу на поток, которому читаю безопасность сетей, а у меня их условно пять. Спрашиваю у ребят, что было в последней лекции, но не потому, что забываю, а потому, что могу запутаться… Такое бывает, но мы это исправляем. И это опять же связано с нагрузкой.

– Сложно ли сейчас увлечь, заинтересовать студентов? Как сейчас действовать преподавателю? Нет ли у вас переживаний на этот счет?

– Всегда есть ребята, которым это не надо. Они либо не приходят, либо я прошу их удалиться из аудитории. Но таких обычно мало: если уж пришли на лекцию, значит им интересно. Я не ставлю цели из-под палки, ради галочки загонять студентов на лекции. Можем отметиться, конечно, если ребят совсем мало.

Многое видно по качеству набора. У нас сейчас очень приличный бюджетный набор, первый курс, 75 бакалавров, входной ЕГЭ – 244 балла. Они мотивированы. Многое зависит от качества набора, есть и группы неравноценные.

А что касается преподавателя, можно и нужно завлекать манерой общения, интересно рассказывать, приводить примеры из жизни, визуализировать информацию слайдами, а потом все это отрабатывать на лабораторных. Мне очень повезло с практиками, с коллегами, которые ведут у нас лабораторные работы. Я лектор, а лабы веду только у некоторых магистрантов. И я знаю, что происходит у коллег на практике – я уверен за свой тыл. Одной лекцией сыт не будешь, теория без практики – это практика без теории.

Мне лекции вести интереснее, но нагрузка здесь больше. В мире принято, что коэффициент учета нагрузки преподавателя «практика/лекция» идет в соотношении один к трем. Это действительно верно: к лекции нужно готовить материал, к тому же перед тобой сразу несколько групп – пять, а иногда и больше. А на практике – только одна.

– Помните ли вы какие-то особенные моменты, связанные именно с преподаванием?

– В 2020 году я преподавал в институте Блекинге безопасность сетей – это было онлайн в ковид-период. У меня был ассистент, который помогал мне на месте руками, а я был онлайн-лектором и принимал у студентов экзамен. Было очень интересно, так как меня записали как профессора PhD, хотя подтверждение степени я получил чуть позже. Коллеги поверили мне на слово, увидев на сайте СПИИРАН информацию о том, что я защитился. Это уникальная вещь в Европе – они не просят никаких печатей, штампов, а просто указывают, что ты профессор.

Еще я сотрудничал с Лицеем при СПбГУТ – с Владимиром Зиновьевичем Лундиным, Дмитрием Михайловичем Шефером, учил школьников. У нас был лучший школьник – Максим Яковлев, который в итоге получил сертификат Cisco. У меня появился уникальный опыт – удалось поработать и со школьниками, и с инженерами, весь цикл полный. Все люди разные, и это интересно.

Я не боюсь экспериментов! Не боюсь новых контактов, общения, преподавания. Чем больше мы общаемся, тем больше получаем каких-то ответных вещей, опыта.

Мы с коллегами на кафедре посчитали, что подготовили в общей сложности более 2700 студентов. Мы начинали с маленького выпуска в 20–25 человек и дошли до 1000 студентов, которые сейчас обучаются на кафедре ЗСС по всем направлениям подготовки. Это очень большая цифра. Совсем недавно кафедра ЗСС отметила 25-летие, мы подготовили специальный фильм о ее истории и настоящем.